Как грамотно вести бизнес — пасечница из Зеленодольской общины рассказывает об обучении в проекте «Громада, дружня до бізнесу»
В августе Зеленодольская община (Днепропетровской обл) организовала онлайн-форум выпускников проекта «Громада, дружня до бізнесу». В рамках проекта при поддержке Программы «U-LEAD с Европой», 30 предпринимателей (действующих и начинающих) прошли обучение. Во время форума каждый из участников рассказал о своём деле и чему научился.
- Ежедневные новости в мире пчеловодства
- Анонсы мероприятий для пчеловодов и экспортеров
- Новинки, аналитика медового рынка
Своей историей поделилась Ирина Карабут. Пчёлы, мёд и участие в проекте — это то, что помогло её семье пережить первые месяцы войны.
«Как только увидела объявление о конкурсе на обучение, сразу поняла, что это мне нужно. На тот момент мы с мужем делали первые шаги в предпринимательстве и пчеловодстве. В Зеленодольской общине, где на каждой даче своя пасека, продавать мёд – непростое дело. Но наши продажи на ярмарке ко Дню Независимости превзошли все ожидания. Мы угощали мёдом всех, кто подходил к столику. И пробуя наш мёд, люди его покупали. На следующей ярмарке в сентябре мы уже представили новинку – крем-мёд. И снова продажи превзошли ожидания. Я чувствовала, что мне нужно учиться и развиваться», – рассказывает Ирина Карабут.
На занятиях учились работать с клиентами, презентовать свою идею инвесторам, расширять бизнес, создавать бизнес стратегию.
«Нам объяснили, как определить экономический результат проекта. Благодаря этому я смогла просчитать рентабельность производства пастилы: сколько нужно её производить и продавать, чтобы не иметь убытков. И уже на день рождения приобрела оборудование для производства пастилы. Теперь, благодаря учёбе, мы готовимся подать проект на грант. Очень хотим развивать зелёный туризм, предлагать людям апитерапию и другие услуги. Я бы даже и не подумала о грантах и расширениях, если бы не была на обучении. Работали бы, как все. Вынесли мёд на базар – хотите покупайте, хотите нет. Нам во время обучения дали основу. На бесплатных курсах такого обычно не рассказывают. Все предприниматели, дошедшие до финала, уже заказали друг у друга продукцию или услугу», — говорит Ирина.
Утро 24 февраля и первые дни вторжения семья переживала, как и вся Украина, мобилизовали внутренние ресурсы, составили тревожные чемоданы и начали помогать волонтёрам.
«Мы отвезли в волонтёрский центр нашей общины вёдра, молотки, ещё какие-то вещи по списку. Передали мёд на блокпосты и передовую. И вернулись домой работать. Мы понимали, что если бросим своих пчёл, они погибнут. Мы не могли их оставить. Так и выходили из того состояния: пошёл Саша на пасеку раз, потом второй, потом вместе. Муж в этом году все новые ульи сделал жёлто-голубые», — рассказывает предпринимательница.
В один из таких дней Ирина решила запустить кампанию «Обменяю мёд на донаты для ВСУ»
– Интересно, но люди брали мёда на 200 грн, а сбрасывали 1000. И говорили, это — нашим защитникам. Мы распродали / раздали весь свой мёд. И люди продолжают бросать деньги. Вот буквально вчера присылает женщина мне 850 гривен и говорит: «Ира, сделай мне полкило пастилы, а остальное отдайте защитникам». Вот такие у нас люди. Мои клиенты помогали с жильём переселенцам из нашей общины. Ко мне обращались люди, которые искали убежище и не знали куда ехать. Я писала своим клиентам в Ивано-Франковск, Львов и люди ехали к ним.
Подписаться на новости пчеловодства
Рассылаем 1 раз в неделю свежие материалы по пчеловодству и ведению медового бизнеса