Медовая биржа Украины
На торгах
Объявлений: 334 Тонн мёда: 792

Наш телефон

0 800 21-21-10 Пн-Пт 09:00–18:00

Логистика для экспорта мёда и пчелопродуктов из Украины в 2022 году

Чтение статьи займёт 9 минут
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(4 голоса, в среднем: 4 из 5)
Поделитесь статьёй с друзьями-пчеловодами:

Война, начавшаяся 24 февраля 2022 года между Украиной и РФ, обусловила появление новых проблем в сфере логистики и транспортировок. В том числе она коснулась пчеловодов, которые задумываются, как этим летом реализовывать мёд и продукты пчеловодства.

Раньше часть продукции поглощал внутренний рынок — 50–60 тыс. тонн. Сейчас существенную прибыль можно получить, отправляя мёд в богатые страны ЕС и Северной Америки, Израиль и ОАЭ.

Сегодня на рынке транспортных услуг Украины работает в суженном формате несколько компаний. Временно прекратил предоставлять свои услуги оператор DHL. Многие транспортные компании перебазировались в западные регионы страны. В этой статье мы рассмотрим, какими способами можно доставлять мед по Украине и за границу.

Международные перевозки MEEST, Corcel с трейлерами-рефрижераторами

Перевозчик MEEST обеспечивает международные перевозки в 16 стран мира.

🐝💰 Новый Youtube-канал «Honey Money»! Проект о деньгах в медовом бизнесе

Проект для пчеловодов, экспортеров и участников медового рынка.
  • Интервью с интересными экспертами
  • Полезные материалы по пчеловодству
  • Аналитика рынка
  • Современные подходы и новинки
  • Фирма предлагает доставку посылок массой до 30 кг стоимостью 50–80 $ в большинство европейских стран.
  • Ценник в США и Канаду — 200–400 $.
  • Дополнительно предлагают таможенно-брокерские услуги (цена до 60 $) — заполнение декларации, которая зависит от количества позиций в инвойсе и необходимости декларирования товара, консультирование (самая дешёвая статья — 10 $).
  • В перечне услуг компании сохранились перевозки морским транспортом. Ввиду высоких цен его применяют для транспортировки крафтовой и эксклюзивной продукции.

Активно занимается перевозками компания Corcel. Она имеет специальные рефрижераторы (всего около 80 т/с). Это позволяет из Киева, Днепра, Одессы вывезти значительные грузы, в том числе мёд и пчелопродукты. Мёд, маточное молочко, перга и пыльца требуют особых условий перевозки — с пониженными температурами, оптимальной влажностью, без посторонних запахов.

Маршрут Одесса – Триест от немецкой компании HHLA

Во второй половине мая немецкая компания HHLA начала предлагать услуги транспортировки в контейнерах по маршруту «Одесса – Триест».

  • В её распоряжении имеется частично функционирующий терминал в Одессе, а дополнительно услуги логистики предоставляют две интермодальные украинские фирмы, входящие в состав.
  • Пока направление функционирует преимущественно в одностороннем режиме, так как контейнеры неохотно возвращают на территорию Украины, а логистика усложняется дефицитом железнодорожных составов и платформ.

MagellanBus и Zammler Group: прямые перевозки в ЕС

Компания MagellanBus оказывает услуги перевозки грузов, забирая их из Ивано-Франковска и доставляя в различные регионы Франции и Швейцарии. Логистика услуги следующая:

  • заказ производится в отделении «Новой Почты». Отправитель указывает пункт назначения посылки / габаритного груза (всего более 40 населённых пунктов ЕС);
  • оплату доставки может осуществить как отправитель, так и получатель, исходя из базисной стоимости 2,5 евро/кг. При транспортировке грузов другой массы цена может меняться;
  • время доставки — 5 суток.

Компания Zammler Group работает 15 лет на рынке. Она осуществляет перевозки по всему миру. В Украине работает пять складских комплексов (Киев, Одесса, Львов, Днепр). Собственный автопарк оператора представлен 164 т/с. У Zammler есть множество логистических партнёров.

В спектре предоставляемых услуг, в зависимости от типа и массы груза, компания предлагает следующие:

  • перевозка полных и сборных грузов автотранспортом;
  • контейнерная транспортировка ж/д транспортом или вагонах, в зависимости от особенностей перевозимого товара;
  • авиаотправка из соседних стран мира — например, из Казахстана либо Турции.

Рассчитываем логистику: сколько машин нужно для вывоза мёда

Что касается непосредственно перевозок, считаем так:

  • средняя грузоподъёмность трейлера — 20–22 т;
  • экспорт осуществляем в бочках 200 л (280 кг);
  • чтобы вывезти 40–45 тысяч тонн мёда (за 2021 год эта цифра составила 57,5 тыс. т), потребуется 2000–2100 рейсов.

В случае, когда логистическая цепочка будет проходить через Польшу, цена на услуги упадёт вдвое, а скорость прохождения сократится до 1–2 дней. Учитываем новые договорённости президента страны Анджея Дуды и подписание договоров об упрощении взаимного таможенного контроля. Сейчас же в другие страны ЕС сроки доставки — 7–15 дней. Водитель за месяц может выполнить от 1 до 5 рейсов в обе стороны.

За последний месяц стоимость грузоперевозок выросла больше, чем на 20%.

Это обусловлено нехваткой горюче-смазочных материалов, двукратным ростом цены и невозможностью быстрого пополнения резервов. Стоимость на авиаотправке также резко возросла. Её можно выполнить только из соседних государств. Проблема низкой пропускной способности и медленной работы таможен в портах Румынии усложняет работу логистов.

Транспортный коллапс из-за боевых действий в зоне Чёрного и Азовского морей

Блокировка морских портов Украины (Одесса, Николаев, Мариуполь) в разы усложнила доставку. Если сравнить объём доставляемого груза поездом и кораблём-контейнеровозом, то это стократная разница. Поэтому экспортно-импортные операции вошли в состояние коллапса.

Для небольших партий мёда можно обеспечить вывоз, если передать функции посредника нескольким крупным операторам.

Большинство оптовых покупателей не готовы платить за 1 кг мёда больше 65–100 гривен. Таковы предложения на площадках Медовой биржи, Prom.ua, Pasika.biz, Olx.ua, Agrarka.com.

Медовая биржа. Примеры заявок на покупку мёда.
  • Ввиду набирающей темпы инфляции стоимость продукта упадёт в ближайшее время до 1,6–2,5 $ за 1 кг.
  • Пчеловодов такая цена не устроит.
  • Из-за инфляции стоимость мёда будет снижаться, приравниваясь к цене сахара в соотношении 2:1.
  • Это может повлечь массовые фальсификации.

Перспективы возобновления гражданского судоходства в украинских акваториях

Минобороны РФ сообщает, что каждый день с 8:00 до 19:00 Вооружённые силы РФ обеспечивают гуманитарный коридор, который позволяет гражданским судам двигаться в юго-западном направлении из украинских портов.

Предоставленный путь позволяет судам покинуть такие порты, как Херсон и Николаев, Одесса, Очаков и Черноморск, Южный. Представляют опасность дрейфующие корабельные мины, которые движутся вдоль побережья Чёрного моря. Как сообщают в Минобороны, вскоре полноценно заработает порт Мариуполь и благодаря слабо повреждённой портовой инфраструктуре можно будет пользоваться им. С 25 мая иностранные суда уже могут покидать порт Мариуполь по гуманитарному коридору для выхода в акваторию Чёрного моря.

Гражданское судоходство в этих акваториях будет в указанные периоды времени возможно, а безопасность судов обеспечена органами РФ. Вероятно, что при снижении интенсивности боевых действий пчеловоды Херсонщины, Запорожской и Николаевской областей, Донбасса и Луганщины смогут воспользоваться мореходными путями для экспорта продукции за рубеж в контейнерах и объёмной таре. Это существенно удешевит стоимость транспортировки.

Килия, Усть-Дунайск и Сулина: как работает морская логистика

Пока ещё возможна отправка продуктов пчеловодства на экспорт через Килийский порт. Он находится в Одесской области (г. Килия). Далее маршрут направляется в Усть-Дунайск и страны ЕС. Специалисты международной морской организации предупреждают: при навигации следует быть осторожными, поскольку морские мины свободно плавают не только у берегов Украины, но и Румынии с Турцией.

Сухогрузы также могут по данному маршруту вывезти продукты пчеловодства, а затем перегрузить их на крупнотоннажные торговые суда. Так, непосредственно в море, вблизи города Сулина (Румыния) работает товарная биржа. Как сообщают участники, там идёт торговля украинским зерном. Подобную логистическую схему возможно применить и при реализации мёда.

МИД России 25 мая сообщил, что первые иностранные суда уже вышли из мариупольского порта после закончившегося разминирования. Как отмечают украинские чиновники, большинство логистических маршрутов функционирует с высоким уровнем напряжённости или частично либо полностью заблокированы. Увеличились ставки фрахта, появились пробки на железной дороге и заторы в автопунктах пропуска.

Производители крафтового мёда — в выигрыше

В выгодном положении оказались пчеловоды Западной Украины. Их продукция традиционно рассматривается как крафтовая из-за расположения пасек в высокогорных точках, экологических условий сбора нектара и пыльцы, получаемых с редких растений. Они получат высокую прибыль ввиду перемещения логистических центров перевозчиков, изменивших дислокацию с южных и центральных регионов Украины во Львов и Ивано-Франковск.

Пчеловоды Юго-Востока большей частью реализуют свою продукцию в бочках, в смешанном виде.

Фасовка экзотического высокогорного карпатского мёда в маленькую тару и отправка на экспорт обеспечит владельцу наибольшую прибыль.

The Times предположил нескольких маршрутов, по которым можно вывезти зерно.

  • Это направления, которые идут из Западной Украины непосредственно через Польшу в Гданьск или Клайпеду. Маршрут через Грецию в Германию, через Австрию — туда же.
  • Из предлагаемых направлений самый короткий маршрут для пересечения границы — через Одессу, молдавскую таможню в Джурджулешты и далее — в румынский Галац.

Если по предлагаемым логистическим цепочкам можно экспортировать зерно, то, вероятно, туда можно отправить мёд и продукты пчеловодства.

Европа и Великобритания открыли беспошлинную торговлю без квот

По условиям, предложенным Европейской комиссией, пошлину на украинское сырьё в этом году уберут на год. Великобритания ускорила решение и также помогает восстановить цепочку закупок украинских товаров. Британцы планируют убрать квоты, антидемпинговые и защитные пошлины. Подобная либерализация обеспечит наращивание экспорта в несколько раз между Украиной и Великобританией.

Мёд как продукт, имеющий значительную добавленную стоимость, пользуется спросом.

Ожидается расширение экспорта мёда в Великобританию с 0,8 тыс. т в несколько раз.

Логисты считают, что ввиду загрузки морских портов соседних стран и ж/д путей сообщения, осуществлять доставку мёда туда целесообразно автомобильным транспортом.

Сообщают, что трасса «Мерефа — Лозовая — Павлоград» находится в рабочем состоянии. Повреждённые участки заканчивают ремонтировать. Это дополнительный вариант маршрутов, который можно использовать при разработке логистической цепочки.

Курсы «Новой Почты» для экспортёров, схема логистики и маршрутизации

«Новая Почта» предлагает курсы для экспортёров. В их рамках будет рассказано, как искать партнёров и подписывать внешнеэкономические контракты, разрабатывать и продумывать модели для выхода на внешний рынок. Помощь для будущего экспортёра-пасечника — использование маркетплейсов, а именно — осуществление продаж на Amazon и Etsy.

Значительную часть курса занимает логистика и выбор схемы перевозок.

Подготовка транспортных и сопровождающих товар документов, таможенное оформление и документация для него — важная часть обучения. Понятно, что оператор расскажет о потенциале услуг и особенностях оформления международной доставки товаров, включая мёд и продукты пчеловодства.

При разработке схемы транспортной логистики необходимо внимательно подбирать транспортные средства и типы перевозок, исходя из критериев оценки оптимального перевозчика и надёжности. Маршрутизация затрагивает такие элементы работы:

  • характеристика маршрутов;
  • показатели функционирования транспорта;
  • финансово-экономическое сравнение разных видов;
  • документооборот;
  • вопросы сокращения либо оптимизации затрат в транспортной логистике.

Итогом работы экспортёра должен быть KPI транспортного отдела.

Подписаться на новые статьи

Рассылаем 1 раз в неделю свежие материалы по пчеловодству и ведению медового бизнеса

Сделайте репост в социальные сети или мессенджеры:
Оставьте комментарий к статье — нам важно ваше мнение!
Кто такая пчелиная матка?
Пчелиная матка

Пчелиная матка — это самка, которая обеспечивает существование улья. Её основная цель — откладывание яиц.…

Пчелопакет

Необходимость в покупке пчелиных пакетов возникает в разных случаях: восполнить потери, для увеличения пасеки, желание…

Что такое маточное молочко?
Маточное молочко

Маточное молочко — клейкообразная жидкость, которую вырабатывают молодые пчёлы в возрасте от 5 до 15…

Что такое акарапидоз?
Акарапидоз

Акарапидоз — болезнь пчёл, вызванная клещами-паразитами Acarapis woodi. Они поселяются в трахеях, а также у…

Промышленная пасека
Промышленная пасека

Промышленная пасека — это пчеловодческое хозяйство на 500 или более семей. Промышленное хозяйство всецело направлено…

Что такое аскофероз?
Аскосфероз

Аскосфероз — болезнь пчёл, вызванная грибком Ascosphaera Apis. Заболевание известно также как известковый расплод, меловой…