Какой мёд и по чём покупает Европа у Китая?
- Почему китайский мёд популярен в Европе и мире
- Конкурентные преимущества китайского меда
- Большой объём производства
- Дешевизна китайского мёда
- Производственные мощности в странах-экспортёрах
- Господдержка китайского пчеловодства
- Качество китайского меда
- Какой вывод для украинских пчеловодов и экспортёров?
Ни для кого ни секрет, что украинский мёд — один из самых покупаемых продуктов в Европе. Но 2018 год показал, что на международном рынке есть сильные конкуренты. Мы решили изучить сильные и слабые стороны основных из них — Китая и Аргентины. И если вы хотите продавать свой мёд в Европу или только задумываетесь над этим, эта статья из 2-х частей будет для вас интересна.
Почему китайский мёд популярен в Европе и мире
7 млн пчелосемей приносят более 300 тысяч тонн мёда Китаю, 50-60% которого экспортируется. Несмотря на все нарекания на китайский мёд, отказаться от него не могут ни в Японии, ни в США (несмотря на запрет), ни, тем более, в Европе. Европа покупает около 70-80 тысяч тонн китайского мёда ежегодно.
Конкурентные преимущества китайского меда
Почему же все его покупают? Потому, что объёмы и цена — главные конкурентные преимущества китайского мёда. Вряд ли вы найдете на полках европейских магазинов баночку мёда «Made in China», зато с легкостью обнаружите смесь мёда из ЕС и не ЕС. И ничего, что в некоторых таких «смесях» мёда не обнаруживают вообще, зато цена отличная.
Большой объём производства
Ежегодно в Китае производится около 300 тысяч тонн мёда. Для сравнения в Украине — около 80-100 тысяч тонн. По этому показателю Китаю принадлежит первое место в мире. Китай — лидер среди стран-производителей мёда. Конкурировать с Китаем по объёмам Украина не может. И это первое конкурентное преимущество китайского меда — его очень много!
Дешевизна китайского мёда
Ни для кого ни секрет, что конкурировать с китайскими дешёвыми товарами почти невозможно. Это касается и китайского мёда. Низкий уровень заработных плат, переработка мёда и производство фальсификата на промышленном уровне даёт Китаю низкие цены на мёд и продукты пчеловодства. И это второе конкурентное преимущество китайского мёда — низкая цена!
Проект для пчеловодов, экспортеров и участников медового рынка.
- Интервью с интересными экспертами
- Полезные материалы по пчеловодству
- Аналитика рынка
- Современные подходы и новинки
Попытавшись конкурировать по цене с китайским мёдом, украинские экспортёры в 2018 году потерпели поражение. В проигрыше остались и экспортёры, и сами пчеловоды.
Производственные мощности в странах-экспортёрах
Многие европейские страны выступают за запрет китайского мёда на рынке ЕС, а США ввели довольно серьезные ограничительные меры на экспорт этого продукта с Китая. Но китайские бизнесмены нашли выход из ситуации. Всё чаще нормальной практикой для них стала покупка производственных мощностей на территории государств, рынок которых они хотят занять. Соответственно, и экспорт обходит ограничения и получает заветное «Произведено в США/Германии» или другой стране.
Господдержка китайского пчеловодства
Как и в Украине, Китай не оказывает прямой государственной помощи пчеловодам. Государство содержит на своем балансе ветеринарную службу, финансирует обучение специалистов и научные исследования и разработки.
Но, в отличии от Украины, продукты пчеловодства, в том числе и мёд, не облагаются налогами. Никакими налогами! Отсюда и возможность держать низкую цену на мёд.
Также, китайцы утвердили стандарты качества мёда и медовой продукции, стандартизировали пчеловодческую сферу. Эти стандарты позволили китайскому мёду попасть на мировой рынок и развить это направление китайской экономики.
Несмотря на то, что украинские стандарты мёда отличаются от европейских даже в лучшую сторону, отсутствие поддержки государства в развитии отрасли, а не в её «зарегулированности» негативно сказывается на экспорте мёда.
Качество китайского меда
Низкое качество китайского мёда вызывает постоянные споры пчеловодов разных стран. Всё чаще озвучиваются доказательства фальсификата, наличия вредных примесей в китайском мёде.
Вот только ряд доказанных фактов:
- фальсификат. Учёные из США доказали, что большая часть китайского мёда фальсифицирована сахаром;
- отсутствие «мёда в мёде» или полное отсутствие в мёде пыльцы, флавоноидов, микро- и макроэлементов, фенольных составляющих. Однако все эти компоненты неизменно должны присутствовать в натуральном продукте;
- часто, в китайском мёде обнаруживают повышенное содержание дрожжевых клеток, что говорит о брожении мёда и его неправильном сборе;
- превышение допустимых норм содержания антибиотиков. Это, кстати, есть и в украинском мёде. Такая ситуация вызвана бесконтрольным применением антибиотиков в обработке полей.
Косвенно, к подтверждающим фактам фальсификации китайского мёда можно отнести и перепроизводство мёда. Так, в стране с засушливым климатом и пустыней, в природных условиях невозможно произвести столько же мёда, сколько Аргентина, Бразилия, Мексика, США, Канада и страны ЕС вместе взятые!
Учитывая сложившуюся ситуацию, пчеловоды Европы открыто выступили против китайского мёда, а Ассоциация пчеловодов Венгрии опубликовала открытое заявление. В этом заявлении сказано, что «К сожалению, регулирование ЕС помогает маскировать этот обман, так как не требует указывать происхождение мёда на его упаковке». Отличить китайский мёд от не китайского невозможно по одной паковке.
И все-таки, кто же в плюсе от китайского мёда?
Во-первых, китайские производители, которые могут и дальше продолжать свои махинации, поскольку правительство Китая их за это не наказывает.
Во-вторых, европейские компании-фасовщики, осведомленные о происхождении китайского мёда. Но продолжающие его закупать из-за дешевизны и гарантированного наличия в любых объёмах.
В-третьих, торговые сети, которые продают этот мёд у себя на полках. Хотя, надо сказать, что наиболее щепетильные из них запрещают своим поставщикам поставлять им смеси с китайским мёдом.
Какой вывод для украинских пчеловодов и экспортёров?
Выводов можно сделать несколько:
1. Формировать бренд украинского мёда и продвигать его на международном рынке. Сформированный бренд — это гарантия качества для покупателей и гарантия закупки для экспортеров и пчеловодов. Бренд — это более высокая цена на медовую продукцию. Яркий пример — новозеландский мёд «Мёд мануки».
2. Открывать рынок, обеспечить прозрачность происхождения мёда: от пасеки до производства готовой продукции.
3. Повышать качество мёда, снижая применение антибиотиков и других химических веществ, запрещенных в основных странах-импортерах. В данном направлении важна совместная работа пасечников и фермеров, их взаимовыгодное сотрудничество.
Учитывая сложившуюся ситуацию с украинским мёдом на мировом рынке — работать для повышения конкурентоспособности своего мёда надо всем участникам рынка.
Подписаться на новые статьи
Рассылаем 1 раз в неделю свежие материалы по пчеловодству и ведению медового бизнеса
20.06.2019